shkolaw.in.ua   1 2 3 4 ... 9 10

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Культура Европы эпохи развитого феодализма. Рыцари, их уча­стие в крестовых походах. Романский стиль в архитектуре и его смена готическим стилем. Отражение в готике мировоззрения средневекового человека.

Формирование рыцарской культуры — куртуазии. Основные куртуазные требования к рыцарю XII века. Учение Андрея Капел­лана о рыцарской любви. Рыцарь как поэт, воспевающий Пре­красную Даму.

КУРТУАЗНАЯ ПОЭЗИЯ


Прованс, поэзия трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приори­тет темы любви, ее трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубаду­ров: кансона, сирвента, плач, альба, пасторела, тенсона, баллада. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к Даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Мотив "любви издалека" у Джауфре Рюделя, Легендарные биографии трубадуров. Образы тру­бадуров в "Принцессе Грезе" Э.Ростана (1895). Трубадуры и рус­ская литература.

Поэзия труверов и миннезингеров.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РЫЦАРСКИЙ РОМАН


Отличие средневекового романа от героического эпоса. Поня­тие "авантюра" (соединение любви и фантастики), новая мотива­ция рыцарских подвигов. Циклы средневековых романов (антич­ный, византийский, бретонский). Состав "бретонских повестей": бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о святом Граале.

"Роман об Александре" Ламбера ле Тора и Александра Па­рижского. Возникновение александрийского стиха. Мотивы рома­на в "Гамлете" У.Шекспира.

Лэ Марии Французской. "Авантюра" в лэ "Ланваль", выход за пределы требований куртуазии.

"Роман о Тристане и Изольде" в реконструкции Ж.Бедье. Про­явление авторского начала в романе (мотив любовного напитка).

Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Символика Круглого стола. Принципы создания образов рыцарей Круглого стола.

Романы Кретьена де Труа. Спор с куртуазным пониманием любви в романе "Эрек и Энида". Путешествие рыцаря как форма эксперимента в литературе и сюжетная основа "романа дороги".


Роман Кретьена де Труа "Ланселот, или Рыцарь Телеги": воп­лощение куртуазного кодекса рыцарского поведения.

Роман Кретьена де Труа "Ивен, или Рыцарь Льва". Начало формирования принципа психологизма в европейской литерату­ре. Выделение портрета из общего описания.

Трансформация трактовки образа рыцаря в романе Кретьена де Труа "Персеваль, или Повесть о Граале". Развитие этого обра­за в "Парцифале" Вольфрама фон Эшенбаха.

Судьба средневекового рыцарского романа в последующих ве­ках. Возрождение рыцарского романа в Англии XV века ("Смерть Артура" Томаса Мэлори), в Испании XVI века (популярность "Амадиса Гальского"). Рыцарский роман и "Дон Кихот" М.Сер­вантеса.

ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ


Специфические особенности содержания и формы городской литературы средневековья. Система жанров городской литературы. Жанры: фаблио и шванки, сатирический эпос ("Роман о Лисе"), аллегорический эпос ("Роман о Розе"). Учение М. М. Бахтина о народной смеховой культуре.

Рождение средневековой драматургии. Пьесы для чтения ("Анти-Теренций" Гротсвиты Гандерсгеймской). Литургическая дра­ма. Полулитургическая драма. Мистерия, миракль ("Чудо о Теофиле" Рютбёфа), моралите. Зачатки светского театра ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля). Фарс ("Господин Пателен").

VI. ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ (ПРОТОРЕНЕССАНСА)


Предвозрождение как переходный период. А.Лосев о Про­торенессансе. Концепция русского Предвозрождения Д.Лиха­чева и ее трансформация применительно к литературе Западной Европы. Роль религиозного сознания в литературе этого периода (система образов, аллегоричность, библейская символика). Воз­можность парадоксального и пародийного использования тради­ций средневековой культуры.

ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

Расцвет Флоренции. Политическая борьба гвельфов и гибелли­нов. Поэзия "нового сладостного стиля" (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Новое понимание любви, транс­формация образов Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров. Новые поэтические жанры. Возникновение жанра сонета, его художественные особенности.


Творчество Данте Алигьери. Биография Данте. "Новая жизнь" как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Композиция и художе­ственные особенности книги. Образ Беатриче и традиции поэзии "нового сладостного стиля".

Трактаты Данте "Об итальянском языке", "О монархии", "Пир". Отражение в их содержании и форме черт Предвозрождения. Учение о четырех смыслах произведения в "Пире".

"Божественная комедия" как синтез средневекового миро­воззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы. Про­блема жанра (связь с античной традицией и черты средневеково­го видения). Роль мистических чисел в композиции поэмы и в ее строфике (терцина). Четыре смысла "Божественной комедии", аллегоричность и символичность ее художественного мира и по­этической формы. Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы.

Движение от античного антропоцентризма через средневеко­вый теоцентризм к ренессансному антропоцентризму. Роль "Боже­ственной комедии" в формировании нового взгляда на человека.

Данте — "последний поэт средневековья и вместе с тем пер­вый поэт нового времени" (Ф.Энгельс), "центральный человек мира" (Дж. Рёскин), "велик, как мир" (Т.Карлейль).

Данте и Джотто.



<< предыдущая страница   следующая страница >>