shkolaw.in.ua   1 2 3 ... 9 10

I. ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи курса. Б.Пуришев как создатель современно­го курса зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрож­дения.

Определение понятий "средние века", "эпоха Возрождения", их происхождение (труды Бруни, Вазари) и их трансформация (труды Вико, Гердера, Гёте, Энгельса, Буркхарта, Хейзинги, Ло­сева). Понятие "литература" применительно к средним векам (Ю.Виппер). Средневековая литература и культура Европы — первая сту­пень развития европейской литературы и культуры.

Научные методы исследования литературного, историко-культурного процесса. Историко-теоретический метод как основа курса (синтез теоретического понимания истории литературы у Д.Лихачева и исторического понимания теории у А. Ф.Лосева). Следствие применения истори­ко-теоретического метода — внимание к переходным эстетическим явлениям. Историко-теоретический метод и проблема периоди­зации литературного, культурного процессов. Выявление смены стабильных и переходных периодов литературного развития. Периодизация курса История зарубежной литературы и культуры Средневековья и Возрождения.

II. ПЕРЕХОД ОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ


Первые века нашей эры как переходный период. Недостаточ­ность традиционного представления о гибели античной культуры под натиском варваров. Внутренний кризис античной культуры: ее мифологии, философии (гностицизм, неоплатонизм), социальных отношений. Кризис античной литературы. Эскейпизм (бегство от действительности) и утрата общественно значимого содержания: "Мозелла" Авсония. Формализм: центоны; палиндромы; "поэтичес­кие квадраты" Порфирия. Комплиментарность как пример ухода литературы от собственно эстетических задач. "Нравственные пись­ма к Луциллию" Сенеки: призыв к стоическому приятию судьбы. Эпистолярный жанр, его трансформация у Сенеки.

III. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА


Восходящая ветвь литературы переходного периода: литерату­ра раннего христианства. Новый завет как источник этой литера­туры.

Апологеты. "Кредо" Тертуллиана. Используемый им прием ало­гического парадокса.

Патристика. Восточные и западные отцы церкви. Перевод Биб­лии на латинский язык, осуществленный св. Иеронимом, значение этого труда для последующего развития европейской литературы.

Жизнь и труды Августина Блаженного. Проповедь аскетизма. Учение о благодати. "Исповедь" Августина — первый образец жан­ра исповеди в европейской литературе.

IV. СУДЬБА АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА


Латынь как связующая нить между античностью и средневеко­вьем. Авторитет Вергилия. Аристотель и Фома Аквинский. Схола­стика. Сентенции античных авторов как материал, изучаемый в средневековой школе.

Три линии развития средневековой литературы на латинском языке. Клерикальная литература, жанры клерикальной литерату­ры (видение, житие). "Видение Тнугдала". Труды выдающихся дея­телей церкви, представителей средневековой философии (псев­до-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Фран­циск Ассизский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский) и их влияние на мировосприятие средневековых писателей.

"Каролингское Возрождение" — первое "малое Возрождение" в Европе. Алкуин. Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание.

Средневековые университеты. Поэзия вагантов. "Gaudeamus igitur" — студенческая песня XII века, ставшая традиционным гимном студентов.

V. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ




ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Фольклор и литература. В.Пропп и М.Бахтин об их от­личии.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ


Ирландский эпос. Уладский цикл. Отражение в нем эпохи его возникновения. Воплощение в образе Кухулина идеала ирланд­цев. Художественные особенности уладского цикла. Фантастичес­кие саги. Средства создания фантастической образности в них, роль цветообозначений.

Исландский эпос: "Старшая Эдда" и эпический материал "Младшей Эдды" Снорри Стурлусона. Мифологические дохристи­анские представления северных европейских народов. "Прорица­ние вёльвы": тема гибели богов (использование этой темы в XIX веке Р.Вагнером). Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Черты поэтики скандинавского эпоса и сканди­навской литературы, нашедшие отражение в "Младшей Эдде" Снорри Стурлусона.


Английский героический эпос "Беовульф", его германское про­исхождение. Поэтика памятника.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА


Новый этап развития средневекового эпоса Европы. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников.

Французский эпос. "Песнь о Роланде". Споры о происхожде­нии и природе этого памятника (Г.Парис, Ж.Бедье, Р.Менендес Пидаль). "Песнь о Роланде" в свете фольклора. Фольклорная трансформация исторического события. Эпическая идея памятника. Особенности художественного мира "Песни о Роланде". Фольк­лорные поэтические приемы в памятнике. Образ Роланда в евро­пейском искусстве ("Неистовый Роланд" Ариосто).

Немецкий героический эпос. "Песнь о Нибелунгах", его по­этика. Образы "Песни о Нибелунгах" в европейском искусстве (Р.Вагнер).

Испанский героический эпос "Песнь о моем Сиде" в сопо­ставлении с французским и немецким героическим эпосом. Идея Реконкисты. Образ Сида и его отражение в европейском искус­стве (испанские романсы о Сиде, "Юность Сида" Гильена де Ка­стро, "Сид" Корнеля).

Исследование героического эпоса средневековья в европейском ли­тературоведении (А.Веселовский, филологи XX века).



<< предыдущая страница   следующая страница >>