shkolaw.in.ua 1

Открытое учебное занятие

по окружающему миру в 3 классе

(технология критического мышления)

Тема: «Какая бывает промышленность»

Цель: познакомить учащихся с промышленностью, как отраслью экономики.

Формируемые УУД:

1)ЛУУД – развитие учебной ситуации, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала;

2)ПУУД – развитие познавательных интересов, общеучебных навыков (формулирование познавательных целей, поиск и выделение информации);

3) РУУД – постановка учебной задачи на основе соотнесения пройденного и того, что ещё не известно; планирование работы с учётом конечного результата; графически оформлять текстовый материал; интерпретация имеющейся информации и ранжировка её по степени новизны и значимости.

4)КУУД - работать коллективно в группах в парах, совершенствовать коллективистские отношения, учиться слушать друг друга,

учиться высказывать, защищать свою точку зрения

оценивать свою деятельность на занятии.


Используемые приёмы: «Верите ли вы, что…», «Кластер», «Ассоциации», таблица «ЗХУ», «Письмо по кругу»; работа в парах, группах.


Оборудование: презентация к уроку, видеофильм о выплавке стали, индивидуальные таблицы для приёма «Верите ли вы, что…»,листы для самооценки; набор полезных ископаемых; предметы для сундучка: мел, уголь, мыло, носок, туфелька, ложка, машинка, самолётик; ватман, маркеры(синий и зелёный),

Ход урока

l. Стадия вызова.

1) Как мы будем работать на уроке.

Учитель: Доброе утро, ребята. Итак, начинаем урок окружающего мира. (читаем на слайде хором)

Сегодня на уроке мы:

Слушаем – внимательно.

Говорим – доступно.

Читаем – вдумчиво.

Пишем – грамотно.

Работаем – дружно.


2) Повторение изученного материала

Блиц-опрос

1) То, что необходимо людям для жизни. (Потребности).

2) Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика).

3) Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. (Товары).

4) Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. (Услуги).

5) Главная потребность человека. Он необходим для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд).

6) Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные - как всё это называется? (Природные богатства).

7) Составная часть экономики. (Отрасль).

8) С какой отраслью сельского хозяйства мы знакомились на предыдущем занятии (животноводство).

9)Какое животное одомашнили первым? А) кошку; Б) собаку; В) свинью.

10) Какому животному поклоняются в Индии? А)кошке; Б)лошади; В) корове.

11)Из какого пуха изготовляют знаменитые оренбургские платки? А) овечьего; Б) куриного; В) козьего.

12)В какой стране кошка являлась священным животным? А) в Древней Греции; Б) в Древнем Риме; В) в Древнем Египте.

13) Что такое отара? А) загон для скота; Б) овечье стадо; В) название пастуха.

14) Меняют ли кролики к зиме свою шубку? А) да; Б) нет.


3)Актуализация знаний.

Учитель: -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии, посмотрите на свои таблицы, которые лежат у каждого на парте. Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы». Перед вами таблица, которую попробуйте заполнить только словами «да» или «нет». Заполняем только первый столбик. Итак, начинаем:

Приём «Верите ли вы, что…»( 1 мин.)


Вопрос

В начале урока


В конце урока

1. Промышленность производит большую часть товаров для людей?







2. Производством космических кораблей может заниматься одна из отраслей промышленности?







3.Электричество может вырабатываться на гидроэлектростанциях?







4.Современной отраслью промышленности является электронная промышленность?







5.Химия – это наука о веществах?








К этой таблице мы вернёмся в конце занятия, сравним ваши ответы и подведём итоги. А спросить я хочу вот о чём. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти вопросы? О чём мы будем говорить сегодня? ( о промышленности). Откуда такой вывод? Что такое, по-вашему, промышленность?

-Сегодня мы поговорим о промышленности, как одной из важнейших отраслей экономики.

3). Приём «Ассоциации».(1 мин.)

-Какие ассоциации со словом промышленность у вас возникают?

-Откуда вы это знаете?

4). Приём «Кластер».( 2мин.)

-Составьте вместе с соседом по парте кластер со словом «Промышленность». Поделитесь с ним своими знаниями.

(один ученик составляет на большом ватмане синим маркером).

-Какие мысли пришли вам на ум, связанные с этим словом?(ответы детей и ученика, который писал на ватмане).


ll. Стадия осмысления.

1).Приём «ЗХУ»(Знаю, хочу узнать, узнал»( 3 мин.)

-Давайте заполним с своих тетрадках таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал».

– Что вы уже знаете о промышленности?

–Откуда к вам пришли эти знания?

- Что бы хотелось узнать о промышленности?

-Сегодня мы познакомимся с различными отраслями промышленности и что они производят.

2) Получение новой информации.

-Ребята нашего класса подготовили новую информацию по нашей теме, давайте послушаем их. После каждого выступления зафиксируйте полученную информацию в свою таблицу в тетради о том, что вы узнали.

Ученик 1. (2 мин)

Электроэнергетика

Закройте глаза! (выключает в классе свет) Что я сделал? (дети говорят: выключил свет).

Наш свет – это электрическая энергия .Без электричества не смогут работать многие предприятия, фабрики, заводы. Мы настолько привыкли к электричеству, что когда в наших квартирах гаснет свет – отключаются все электрические приборы. Мы не можем посмотреть телевизор, включить стиральную машину, пылесос, компьютер и многое другое. А наши родители порой говорят, что без света, как без рук и не знают чем заняться. Уж очень важную роль оно играет в нашей жизни. А вы знаете, что электроэнергию производят на электростанциях. Электростанции бывают разных видов: гидроэлектростанции – ГЭС, тепловые электростанции – ТЭС и АЭС – атомные электростанции.

Гидроэлектростанции строят на реках, и электричество вырабатывается за счёт сильного потока воды, падающего с плотины.

На тепловых электростанциях электричество вырабатывается за счёт сжигания топлива: угля, природного газа, мазута.

Атомные электростанции работают на атомном, другими словами ядерном топливе.

Итак, я вам рассказал об одной из важных отраслей промышленности – это ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА.

Ученик 2. (1 мин)

Добывающая промышленность.

(показывает детям полезные ископаемые и спрашивает)

-Что это у меня, вы знаете? Всеми этими полезными ископаемыми: нефтью, углём, природным газом и другими обеспечивает экономику добывающая промышленность. Таким образом, запоминайте, одной из важных отраслей промышленности является ДОБЫВАЮЩАЯ промышленность.


Ученик 3.(1 мин)

Машиностроение.

(показывает презентацию со слайдами машин и механизмов)

-Ещё одна отрасль промышленности – это МАШИНОСТРОЕНИЕ. Различные механизмы, стиральные машины, пылесосы, легковые и грузовые автомобили, морские и речные суда, самолёты, тракторы и комбайны, оружие и военную технику – всё это производит МАШИНОСТРОЕНИЕ.


Учитель: -Есть, ребята ещё одна интересная отрасль, которая обеспечивает нашу экономику металлами. Особенно много выплавляется стали. Эта отрасль называется МЕТАЛЛУРГИЯ.

(просмотр фильма о выплавке стали 3-4 мин).

3) Работа в группах

Учитель: А, теперь, объединитесь в свои группы, откройте учебник на страницах 60-62 и вместе найдите те отрасли промышленности, о которых ещё не знаете. Не забывайте записывать информацию в таблицу. (5-7 мин)

(Выступление от каждой группы об ЭЛЕКТРОННОЙ, ЛЁГКОЙ,ХИМИЧЕСКОЙ и ПИЩЕВОЙ промышленностях.)

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, что у нас получилось в табличках. (дети зачитывают записи в тетрадках, один человек из группы).

4) Игра «Угадай».

Учитель: у меня в руках загадочный сундучок, а в нём кое-какие предметы. Сейчас мы проверим, как вы сможете определить отрасль промышленности по предмету.( ученик из команды достаёт из сундучка предмет и команда называет отрасль).

А не хотите ли проверить меня? Назовите, пожалуйста, по одному из группы товару, а я назову отрасль, если ошибусь, то поправьте меня.


-Молодцы! Спасибо большое.

5)Сообщение ученика о промышленности Новосибирской области

lll. Стадия рефлексии

1).Приём «Верите ли вы, что…»

-А теперь посмотрите на таблицу, которую заполняли в начале занятия и заполните снова. (учитель зачитывает «Верите ли вы, что…». Посмотрите друг у друга. Что у вас получилось? (ответы детей).

2). Приём «Письмо по кругу».(5 мин.)

Возьмите, пожалуйста, лист и запишите по кругу по 1 предложению всё, что вы сегодня запомнили на занятии о промышленности. ( дети составляют предложения и по кругу в группе передают друг другу написанное).

Ответы каждой группы.

Работа в группах закончилась, садитесь, пожалуйста, на свои места.

-Посмотрите на «Кластер», заполненный в начале занятия. Что можно было бы добавить в него? (заполняется «Кластер» зелёным маркером.

3)Лист самооценки.(1 мин.)

Учитель: Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо. А вы сами попробуйте себя оценить и отметить тот балл, который соответствует вашей сегодняшней работе.

Лист самооценки

Ф.И.________________________________________________

Моя работа на уроке

Баллы

1.Я предлагал(а) идеи по заполнению таблицы.

1 2 3 4 5

2.Я внимательно выслушивал всех членов группы.

1 2 3 4 5

3.Я хорошо заполнил «Кластер».

1 2 3 4 5

4.Мои ответы в таблице «Верите ли вы, что…» в начале и в конце занятия совпадают.


1 2 3 4 5

5.Наша группа работала на…

1 2 3 4 5

6.Я выступал(а) и отвечал(а) на вопросы учителя.

1 2 3 4 5

7.Мне было комфортно на занятии.

1 2 3 4 5

8.Я узнал(а) много новой информации.

1 2 3 4 5

9.Я оцениваю свою работу на занятии на…

1 2 3 4 5

10.Оцените сегодняшнее занятие

1 2 3 4 5



4) Домашнее задание.


Дополнительно задание для групп

Ответьте на вопросы и впишите соответствующую фразу.

1.Производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве нашей страны – это___________________________________________________.

2.Металлургия – это отрасль промышленности, которая___________________________________________________________.

3.Пищевая промышленность обеспечивает людей____________________________________________________________.

4. Производит электрическую энергию___________________________________________________________.

5.Одежду, обувь, ткани производит________________________________________________________.

6.Обеспечивает экономику нефтью, газом, углём_____________________________________________________________.

7.Машиностроение производит________________________________________________________.

8. Компьютеры производит________________________________________________________.

9. Расшифруйте понятия:

ГЭС -_____________________________________________________________

ТЭС-______________________________________________________________

АЭС______________________________________________________________.