shkolaw.in.ua 1

АВСТРАЛИЯ,


ЕЁ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель урока: изучение географического положения материка Австралия и истории его открытия и исследования.

Задачи урока:


  • Отработка навыков составления характеристики географического положения материка Австралия, познакомить учащихся с историей открытия и исследования Австралии, с наиболее значительными экспедициями и путешествиями;

  • Привитие чувства ответственности, желание достичь успехов при работе в группе;

  • Развитие мышления (учить анализировать, выделять главное)



Оборудование: «Физическая карта мира», «Физическая карта Австралии», географический атлас, компьютер, с мультимедийным проектором.

Оргмомент.

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но мы с вами работаем как обычно, слушаем внимательно и не отвлекаемся.

  1. Активизация знаний, умений.

-Во второй четверти мы начали изучение большого раздела географии «Южные материки». С каким из материков вы ознакомились?

-Мы ознакомились с материком Африка.

-Наш урок мы проведем под девизом «Путешествие продолжается»

-Попытайтесь разгадать ребус:

-Ваше мнение, с каким материком мы сегодня познакомимся? (Австралия)

-И продолжается наше путешествие по материку Австралия.

3.Изучение нового материала.

-А что нам необходимо знать и уметь в первую очередь о той стране, куда мы направляемся?

-Правильно, ГП, историю открытия этой страны.

-Сегодня на уроке нам предстоит:

  • Познакомиться с особенностями ГП

  • Нанести особенности ГП на контурную карту

  • Узнать, как происходило открытие и исследование материка

-Откройте тетради и запишите число и тему урока и план, по которому сегодня мы будем работать.

Тема: Австралия.

1)Географическое положение.

2)История открытия и исследования материка.

-А сейчас мы все отправляемся в экспедицию Задание: проплыть вокруг Австралии и собрать сведения о ГП материка. Сведения необходимо нанести на контурную карту.

-По каким картам будем работать? (физическая, климатические пояса) Для этой работы вам необходимы будут технологические карты, которые есть у вас на столах (Карточка №1) В процессе работы их нужно будет заполнить.

(Работа проводится дифференцировано)

Проверка- всем классом,5 задание1 ученик проверяет у настенной карты, называя географические координаты крайних точек материка, а остальные наносят крайние точки к себе в контурные карты.

ПЛАН описания ГП материка Австралия:

1.Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.




2.В каких климатических поясах расположен материк.




3.Определите, какие океаны и моря омывают материк. Нанесите на к\к.




4.Как расположен материк Австралия относительно материка Евразия




5.Найдите крайние точки материка, определите их координаты.





Название мыса

долгота

широта

С









Ю










З










В










Ответы к таблице:

1) Австралия расположена южнее экватора, т.е. в южном полушарии; южный тропик пересекает материк чуть выше середины; нулевой меридиан не пересекает Австралию, следовательно, она расположена в восточном полушарии.

2)Климатические пояса, в которых расположен материк: (субэкваториальный, тропический, субтропический)

3)Океаны и моря, омывающие материк:(океаны: Индийский, Тихий; моря: Тиморское, Арафурское, Коралловое, Тасманово, заливы Карпентария, Австралийский.)

4)Как расположен материк Австралия относительно материка Евразия? (Австралия ближе всего расположена к материку Евразия, их разделяет ряд крупных островов)

5) крайняя северная точка (мыс Йорк) -11 ю.ш. 143 в.д.

крайняя южная точка (мыс Саут-Ист-Пойнт)- 38 ю.ш. 147 в.д.

крайняя западная точка (мыс Стип-Пойнт)- 26ю.ш. 114в.д.

крайняя восточная точка(мыс Байрон)-28 ю.ш. 154 в.д.

-Слово Австралия в переводе с латинского языка означает – «южный», мы с вами только что убедились в этом, изучив ГП материка.

Повторение и закрепление знаний:

-А теперь сравните ГП Австралии и Африки и определите их общие и отличительные черты. Для этого воспользуйтесь карточкой №2. В ней указаны сходства и различия. Знаком(+) укажите наличие данных характеристик (то, что есть),если данная характеристика отсутствует (-)

Сходства и различия


Африка

Австралия

Южное полушарие







Южный тропик







Индийский океан







Экватор







Северный тропик







Атлантический океан







Подведение итогов:

-прочитайте, какие сходства имеют материки, какие различия.

-как вы считаете, почему много общего в ГП этих материков? (они находятся в одних широтах, располагались на одном материке в древности).

-Австралия (с латинского переводится “ южный”) - этот край самый любопытный на всем земном шаре!

-Мы определили ГП материка. А теперь поговорим об истории открытия этого уникального материка. В роли историков- исследователей выступят ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вашей задачей будет по ходу рассказа ученика самостоятельно заполнить графу в таблице «Открытия и исследования Австралии»

В тетради создадим таблицу из трех колонок ( до урока)

Дата

Путешественники


Открытия и исследования

1606г

Виллем Янсзон

исследовал залив Карпентария и высадился на берег на полуострове Кейп-Йорк.

1606г

Луис Торрес

Пересек Тихий океан, пролив между Новой Гвинеей австралией


1642г

Абель Тасман

описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика, открыл остров, названный его именем, о. Тасмания

1770г

Джеймс Кук

Проследил восточное побережье Австралии, нанес очертания материка

1870-1880гг

Николай Николаевич Миклухо- Маклай

Географические исследования материка

Подведем итог заполнения таблицы.

-В каком году Торрес пересек Тихий океан? Назовите дату путешествия Абеля Тасмана. В каком году Кук проследил восточный берег Австралии. Сколько лет посвятил Миклухо-Маклай исследованию Австралии и Океании.

Внимательно выслушав ваши доводы о ГП и истории открытия Австралии, необходимо более объективно оценить каждого из вас. Для этого проведем географический диктант. Запишите только те номера ответов, которые верны.

(Диктант прилагается)

Итог урока:

-Мы убедились, что материк Австралия во многом уникален. Не зря он привлекает внимание туристов.


В заключении я хочу прочесть вам стихотворение поэтессы Барановой:

Австралия, Австралия, прекрасный материк,

Он многим очень нравится, хотя и невелик,

Растения, животные там редкие живут:

Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру,

Акация зонтичная, коала, лирохвост,

А также страус эму и даже утконос,

Австралия прекрасна, прекрасен материк.

Он всем, кто его видел, любить его велит.