shkolaw.in.ua 1 2 ... 6 7
На правах рукописи


Пендюрина Людмила Петровна

ИДЕИ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

В ЗАПАДНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

(XIXXX вв.)

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры


Автореферат

диссертация на соискание учёной степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону


2009


Диссертация выполнена на кафедре истории философии факультета

философии и культурологии Южного федерального университета

Научный консультант

доктор философских наук, профессор Е. В. Золотухина

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Л. В. Баева

доктор философских наук, профессор А. С. Колесников

доктор философских наук, профессор Л. А. Штомпель

Ведущая организация

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Зашита состоится 26 марта 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.11 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344038, Ростов-на-Дону, Нагибина, 13, факультет философии и культурологии ЮФУ, ауд. 427

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ (Ростов-на-Дону, Пушкинская, 148)

Автореферат разослан 26 февраля 2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета М. В. Заковоротная


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Конец ХХ – начало XXI вв. ознаменовался глубоким интересом Запада к идеям Востока. Это связано с процессом становления единой общечеловеческой культуры. Процесс становления единой общечеловеческой культуры включает в себя обмен идеями. Западная культура вбирает в себя все представления, идеи, образы восточных культур. Результатом этого процесса является расширение горизонтов западной культуры, обогащение ее содержания. Неоднозначный характер становления единой общечеловеческой культуры в настоящее время приводит к возникновению глобальных проблем, сопровождающихся трансграничными этническими миграциями людей, трансграничными потоками мгновенной и неограниченной в объемах информации, религиозно-культурными переносами. Возникло явление, получившее название религиозно-культурного пограничья, сопровождающееся размыванием мировоззренческих и культурных границ, механическим некритическим усвоением образцов иных культур, метиссажем, аккультурацией.


Динамика современного развития культуры углубляет присущие ей противоречия. Тотальный конфликт между культурой и цивилизацией с особой остротой поставил вопрос о соответствии достижений цивилизации интересам человека, без которого она не могла появиться. Развитие цивилизации привело к исчерпанию творческих функций культуры. Стандартизация культуры, апелляция к либидным инстинктам, рыночное отношение к искусству, религии, морали породили тоску по подлинной духовности, истоки которой Запад обнаружил в Индии. С конца XIX века различные мыслители на Западе и на Востоке обосновывали возможность единения культур, а некоторые разрабатывали пути реального его осуществления на основе индийской духовности. Огромное количество людей на Западе объявили себя приверженцами «новых» религий, начали строить свою жизнь в соответствии с советами и наставлениями неоиндуистских гуру.

Небывалая волна открытий в науке и технике на Западе долгое время поддерживала уверенность человека в том, что научное знание способно с рациональных позиций объяснить все явления в мире. На самом деле оказалось, что мир и человек, его чувства, стремления не поддаются всецело рациональному толкованию. Использование представлений индийской философской традиции для понимания человека и мира стало реакцией на западный рационализм. Идеи о многомерности мира, о нелинейном характере его развития, о причастности человека Вселенной оказались как никогда близкими современному человеку, испытывающему тягостное отчуждение от природы и общества.

Существенную роль идеи индийской философии сыграли в развитии естествознания и трансперсональной психологии. Современная наука обнаружила, что идеи, формулируемые новой постклассической физикой, уже были высказаны индийскими мудрецами в космологических учениях древности. Трансперсональная психология предложила новую картографию человека и его сознания. Исследования показали, что проблема измененных состояний сознания (ИСС) не может быть выяснена без анализа мистического опыта, способы достижения которого были выработаны индийской культурой.


Ситуация постмодернизма, определяющая европейскую культуру в последние десятилетия, привела западного человека к потере базовых смысловых начал собственной культуры, к неудовлетворенности бытием, что также вызвало интерес к Востоку. Индийская философия с ее уважением к традиции, с идеей существования Высшей Реальности, с представлением о необходимости преодоления узкого ограниченного эго во имя освобождения Высшего «Я», дает человеку западной культуры надежду на преодоление кризиса на пути сближения с Востоком.

Степень разработанности проблемы. Процесс освоения западными мыслителями восточной интеллектуальной традиции начинается с конца XVIII – начала ХIХ вв. и связан с зарождением научной санскритологии. Хотя научный приоритет открытия индийской культуры принадлежит Англии (У. Джонс, У. Блейк), действительную разработку индийской культуры предприняли немецкие просветители (И. Гердер) и романтики (бр. Шлегели, Новалис), полагавшие, что индийская культура воплощает в себе идеал духовной жизни.

Дальнейшее изучение Востока начинается со второй половины ХIХ века. Этому способствовали успехи научной индологии и уже достаточно четко осознаваемый на Западе кризис рационалистической традиции классической европейской метафизики и идеологии одностороннего позитивизма. Одним из первых критику философского рационализма предпринял А. Шопенгауэр, оказавший непосредственное влияние на все последующее понимание индуизма в европейской культуре. Основные положения философии Шопенгауэра, прямо исходившие из усвоения им индийской философии, которые можно схематично свести к двум основным – необходимость постижения метафизической сущности через самосознание и необходимость включения в нравственность не только следование долгу, но и сострадание, основой которого является единство сущего, - были восприняты западной философией, как европейской, так и американской.

В художественной культуре в это время появляются произведения Г. Мелвилла, У. Уитмена, Р. Эмерсона, Г. Торо и др., осмысливающие индийский мистический опыт и религиозную практику. Попытку создания «новой» религии, объединяющей идеи Запада и Востока, предпринимают основатели Теософского общества.


В первой половине ХХ века формируются новые тенденции в осмыслении идей индийской философии в творчестве западных писателей. Представители так называемой «визионерской» литературы (А. Деблин, У. Йитс) пытаются представить в литературных образах медитативное восхождение к высшей реальности.

С середины ХХ века освоение индуистских идей на Западе проходит в особой культурной атмосфере, связанной с появлением контркультурного молодежного движения. Одной из форм выражения протеста западной молодежи является «паломничество» на Восток, как реальное, так и идейное. Индуизмом увлекаются швейцарский писатель Г. Гессе, англо-американский поэт Т. Элиот, С. Моэм, Дж. Сэлинджер, О. Хаксли, К. Ишервуд. В этих условиях развивается и приобретает большую популярность философское учение Кришнамурти с его личностной попыткой обоснования возможности единства западной и восточной культур.

Проблема влияния идей древнеиндийской философии на западные воззрения в работах многих зарубежных и отечественных ученых часто выглядит как аспект более общих исследований, посвященных выяснению специфики индийской философии и культуры, а также вопросов взаимодействия и сравнения западной и восточной культур. В числе таких авторов прежде всего необходимо назвать В. В. Бродова, Л. С. Васильева, Т. П. Григорьеву, Б. С. Ерасова, Т. В. Ермакову, Е. В. Завадскую, Н. В. Исаеву, А. С. Колесникова, В. С. Костюченко, В. Г. Лысенко, С. Ф. Ольденбурга, Е. П.Островскую, А. В. Парибка, О. О. Розенберга, В. И. Рудого, В. С. Семенцова, А. В. Смирнова, Е. А. Торчинова, В. К. Шохина, Ф. И. Щербатского, П. Дойссена, М. Мюллера, А. Осборна, А. Швейцера, М. Элиаде.

Вопросы разграничения Востока и Запада, а также осознание развития бытия и мысли в разных цивилизациях и регионах привели к появлению компаративистских исследований в работах авторов ростовской философской и культурологической школы. А. Н. Ерыгин, В. К. Королёв, В. Н. Нечипуренко, И. Н. Полонская, В. Н. Шевелев и др. разработали методологию сравнительных исследований, позволившую сопоставить историю, традиции, принципы формирования мысли в различных странах и регионах Востока и Запада.


Непосредственно проблеме рассмотрения идей древнеиндийской философии и неоиндуизма в западной культуре в современной отечественной литературе посвящены работы Б. И. Клюева, А. Д. Литмана, Р. Б. Рыбакова, А. А. Ткачевой, Б. З. Фаликова, Д. Е. Фурмана, в зарубежной – Г. Джонса, С. Джудаха, Х. В. Френча.

Помимо классических текстов индийской философии, в которых представлены ее идеи, в диссертации использовались работы следующих представителей неоиндуизма: Свами Вивекананды, Шри Ауробиндо, Шри Рамана Махарши, Махариши Махеш Йоги, Свами Прабхупады Бхактиведанты, Шри Раджниша (Ошо), Сатья Саи Бабы.

Понимание проблемы адаптации и интерпретации идей индийской философской традиции в современной западной науке и трансперсональной психологии потребовало обращение к таким авторам, как Н. Друри, Баба Рам Дасс (Р. Олперт), Д. Лилли, С. Гроф, К. Уилбер, Ф. Капра, В. Гейзенберг. Рассмотрение вопросов взаимодействия культур Запада и Востока невозможно без понимания творчества Кришнамурти и анализа его основных идей.

Отдельно необходимо сказать об американском философе А. Лавджое, чья работа «Великая цепь бытия» послужила поводом исследования проблемы влияния идей древнеиндийской философии на западную культуру.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются идеи индийской философской традиции в западной культуре. В качестве предмета исследования выступает адаптация и интерпретация этих идей в западной культуре и способы их распространения.

Цель и задачи исследования. Цель исследования, проведенного в диссертации, состоит в том, чтобы показать, каким образом происходит адаптация, трансформация и интерпретация идей индийской философии в западной культуре, сопоставить формы проявления этих идей в науке, философии и религии. Эта цель влечет за собой постановку следующих задач, находящих свое отражение в структуре диссертации:

  • привести аргументацию в пользу существующего в гуманитарной мысли рассмотрения культуры как истории идей;


  • проанализировать становление понятия идеи в истории философии;

  • выявить особенности понимания идей в текстах различных культур;

  • продемонстрировать содержательное переплетение западных и восточных идей в творчестве философов и эзотериков Запада и Востока;

  • рассмотреть сущность движения New Age и его роль в западной культуре;

  • выявить основные религиозные течения движения New Age;

  • проанализировать адаптацию и интерпретацию идей индийской философии в современном естествознании и концепциях трансперсональной психологии;

  • рассмотреть основные теоретические положения учения Дж. Кришнамурти в их связи с индийской духовной традицией и идеями западной культуры.

Научная новизна исследования. Цель и задачи исследования определяют его научную новизну, которая сводится к тому, что в диссертации:

  • проанализирована история культуры как история идей, позволяющая понять ее сущность, тенденции, перспективы и выявить имплицитные или не полностью эксплицитные представления и предпочтения в культуре;

  • раскрыто понятие идеи как паттерна, включающего в себя рациональный и символический аспект постижения мира;

  • выявлены особенности понимания текстов в западной и восточной культурной традиции;

  • продемонстрировано содержательное переплетение западных и восточных идей в творчестве философов и эзотериков Запада и Востока;

  • показано, что проникновение идей индийской философской традиции в западную культуру не может привести к синтезу культур, так как в основе культур Запада и Востока лежит собственная традиция и собственный культурный код;

  • проанализирована попытка примирения традиции Запада и Востока у представителей Теософского общества;

  • выявлены основные направления формирования идейных аналогий между западной и древнеиндийской философией;
  • рассмотрена сущность и основные характеристики New Age – движения «Новый Век»;


  • проанализированы основные идеи религиозных течений «западного индуизма»;

  • обоснована возможность интерпретации и адаптации идей «западного индуизма» в западной культуре, обусловленная характером развития социальных практик;

  • рассмотрена интерпретация идей индийской философии в современном научном естествознании;

  • выявлены основные идеи индийской философии, развиваемые сторонниками Движения за Развитие Человеческого Потенциала;

  • проанализированы основные идеи учения Кришнамурти, показана их взаимосвязь с существующими паттернами западной культуры, их роль в становлении единой общечеловеческой культуры.

Авторская гипотеза. Авторской гипотезой, обоснование которой составляет основной содержание диссертации, является предположение о том, что адаптация и интерпретация идей индийской философии в западной культуре возможна потому, что они, во-первых, составляют ядро так называемой вечной философии, а, во-вторых, в их неоиндуистской интерпретации они оказываются близкими социальным практикам Запада, той «усредненной повседневности», которая характеризуется определенными навыками, техническими достижениями, практическими проектами и идентичностями.

Методология и теоретические основания исследования. Анализ адаптации и интеграции идей Востока в культуре Запада требует прояснения понятий «Восток» и «Запад», причем следует сразу оговориться, что под Востоком мы будем понимать Индию, культура которой создала самостоятельную философскую традицию. Дихотомия «Восток-Запад» осмыслена в научной и художественной литературе достаточно давно. Противопоставление Востока и Запада может осуществляться по разным основаниям: формационному, цивилизационному, географическому, историческому. Существование этой оппозиции достаточно формально: она может наполняться самым разным содержанием в зависимости от исторических обстоятельств и от контекста эпохи. Мы же исходим из того, что Восток – это понятие, через которое Запад устанавливает свое отличие от всех тех, кто не он. Поэтому Восток для нас – это идея, имеющая историю и традицию мышления, образный ряд и свой собственный словарь, обусловивший его реальность и присутствие на Западе и для Запада. Такое понимание Востока позволяет синтезировать в себе различные исследовательские подходы к Востоку: ориенталистский, объективистский, герменевтический. При таком анализе главным результатом является репрезентация действительного первоначального смысла философских учений Востока, исследование не реальных социальных, политических, культурных и прочих отношений, а то, как Восток выступает в текстах, адаптируется и интерпретируется в западной культуре. При этом мы отдаем себе отчет в том, что понятие «Восток» разнопланово и включает в себя самобытные культуры, но считаем необходимым исходить из сложившейся философской традиции, по которой допустимо в рамках сравнительной философии говорить о Востоке и Западе как о двух культурно-социальных реальностях. Таким образом, Запад – это понятие, позволяющее определить европейцев в противоположность всем, кто не европеец, основываясь на идее европейской идентичности как превосходстве над всеми другими неевропейскими народами и культурами. Под Востоком же понимается безотносительное к географическому признаку традиционное понятие – символ альтернативного Западу мира, построенного на иных порядках.


Цели нашего анализа требуют уточнения понятия индийской философской традиции. Говоря об индийской философской традиции, мы будем включать в последнюю идеи древнеиндийской философии, буддизма и неоиндуизма. Это определяется традиционностью индийской философии, в которой ее основные идеи, с одной стороны, сохраняют свою актуальность в течение всего ее развития вплоть до наших дней, а, с другой, способны видоизменяться под воздействием новых исторических условий. При этом их изменившееся содержание остается не только выражением традиции, но и ее закреплением.

Для прояснения задач нашего исследования необходимо дать определение духовной культуры. В понимании духовной культуры мы исходим из деятельностного подхода к культуре, в котором она рассматривается как способ существования человека, совпадающий с его родовой сущностью. Эта сущность сводится к деятельности, содержанием которой является преобразование окружающего мира в интересах человека. Духовная культура, следовательно, обозначает сферы человеческой деятельности, охватывающие все стороны духовной жизни человека и общества и включает в себя формы общественного сознания и воплощение их в просвещении, науке, искусстве, религии и т. д.

Методологическую основу исследования образует прежде всего понимание идеи, которая представляет собой необходимый момент духовной деятельности субъекта, являющейся в свою очередь особым родом человеческой деятельности, в высших своих формах выступающей как самосознание. Идеи – это не только формы объяснения мира, но и формы его понимания. Идеи функционируют в уже заданной гносеологической и онтологической системе. Данная система содержит в себе внутринаучные предпосылки знания, его культурно-исторический контекст, личностное конструирование смысла.

Адекватность постижения мира, выраженного в идеях, зависит от ситуации понимания, поэтому герменевтический метод является методологической базой диссертации. Понимание тесно связано с проблемой интерпретации и репрезентации. Именно интерпретация позволяет выявить множество смыслов, заключенных в тексте, но она же ставит вопрос истины, правильности интерпретации. Текстуальное значение зависит от системы социальных отношений, а это требует выявления первоначального смысла идей и рассмотрения того, как они меняются в иной культурной среде. Возникает проблема возможности и обоснованности интерпретации, которая может быть решена с различных позиций: ценностной, исторической, функциональной. Для нашего исследования наиболее важной является антропологическая интерпретация, суть которой состоит в том, что она должна быть выполнена с тех же позиций, с которых люди сами интерпретируют свой опыт, из того, что имеют в виду сами информанты, или что они думают, будто имеют в виду. В этом случае первоначальную интерпретацию создает человек, непосредственно принадлежащий к той культуре, идеи которой впоследствии начинают «жить» в другой культуре.


Репрезентативный метод также является одним из важнейших методов, применяемых автором для исследования выбранной темы. Суть репрезентации может быть выражена следующим образом: в познавательной деятельности формируется репрезентативный мир – знаковый, символический, языковой – отличный от репрезентируемого мира и существует отношение репрезентации между ними. Важным моментом репрезентации как познавательной деятельности является тот факт, что в ней происходит превращение мира в конструированный человеком объект и превращение самого человека в субъекта, репрезентанта, находящегося в определенном отношении к миру и понимающего свою позицию как мировоззрение. Это значит, что репрезентация включает в себя интерпретацию, истолкование, в ней представлен не только внешний мир, но и сам познающий субъект, его цели, интересы, система ценностей. Осуществляется репрезентация в двух формах – как моделирование мира или как представление его в знании. Выбор этих форм подхода зависит от субъекта познания и деятельности: видение им мира включает в себя репрезентацию как собственную возможность. Формы восприятия реальности, способы понимания, от которых зависят виды репрезентации, определяются принадлежностью к определенной культуре и системой образования, господствующей в данной культуре и транслирующей те или иные каноны и образцы репрезентации. Именно культурные ценности влияют на построение, принятие и применение различных форм репрезентации, благодаря которым мир предстает в различных обликах.

Так как идея формируется в определенном типе культуры, необходимо проводить сравнительный анализ культур, что определяет использование компаративистского метода. Методологическую основу исследования образует также феноменальный подход, позволяющий рассматривать явления в их непосредственной данности сознанию субъекта. Из методов исследования, используемых в диссертации, важнейшими являются анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, а также индукция и дедукция.

Следует отметить, что в нашей работе не ставится в качестве самостоятельной задача рассмотрения трансформации смысла текстов в результате перевода с языка на язык. Эта тема является самостоятельной филологическо-философской проблемой и автоматически отсекла бы рассмотрение содержательно-теоретических вопросов и проблем, связанных с культурными движениями и практиками.


следующая страница >>