shkolaw.in.ua 1 2 3
Афганистан


Природные условия. Рельеф Афганистана представляет собой бесплодный горный массив, пересечённый долинами и хребтами. Вершины крупнейшей горной системы - нагорья Гиндукуш поднимаются до 6000 м, а в районе Ваханского коридора и выше этого предела; на границе с Пакистаном расположена высшая точка страны - гора Нуашак (7485 м).

В ледниках южных склонов Гиндукуша берут начало важнейшие водные артерии Афганистана - реки Гильменд и Кабул. В бассейне Кабула расположен самый плодородный и густонаселённый район страны.

От Гиндукуша к западу и юго-западу веерообразно расходятся системы менее высоких хребтов. Одна из них - Паропамиз - протянулась на 600 км, её самый высокий хребет Сафедкох имеет высоты до 3642 м на востоке и 1433 м на западе. К югу от него протекает река Герируд, берущая начало в Гиндукуше, она орошает плодородный Гератский оазис и далее уходит в пределы Туркмении. На севере Афганистана находится обширная Бактрийская равнина, спускающаяся к долине Амударьи. Поверхность равнины в предгорьях Гиндукуша и Паропамиза сложена лессовыми отложениями и испещрена многочисленными реками. Севернее она переходит в песчаную пустыню. Реки летом сильно пересыхают, многие из них не доходят до Амударьи и теряются в песках, образуя широкие дельты. На юго-западе Афганистана расположены бессточные холмистые плато с высотами 500-1000 м. Обширные площади занимают песчаная пустыня Регистан и глинисто-щебнистая Дашти-Марго. В этом районе протекает река Гильменд, питающая ряд оазисов, и далее теряется в центральной котловине Систана, занятой мелководными и пересыхающими озерами. На юго-востоке страны между Гиндукушем и Сулеймановыми горами развито слаборасчлененное плоскогорье (высоты до 2000 м).

Климат Афганистана субтропический континентальный со значительными амплитудами температур. Средние температуры января на равнинах от 0° до 8° C. Средние температуры июля на равнинах 24-32° C, а абсолютная максимальная температура зафиксирована на отметке 53° C. В Кабуле средняя температура июля 22° C, января - 0° C. Днем обычно стоит ясная солнечная погода, а ночью - прохладная или холодная. Среднее годовое количество осадков на равнинах порядка 200 мм, в горах до 800 мм, причем там значительная часть осадков выпадает в виде снега. Сезон дождей на равнинах Афганистана продолжается с октября по апрель. Специфический режим увлажнения проявляется на юго-востоке страны, куда проникают летние муссоны, вызывающие ливневые осадки в июле-августе. Благодаря этому годовое количество осадков там тоже достигает 800 мм. Зато на юго-западе, в некоторых районах Систана, осадки вообще не выпадают, и там население фактически отсутствует.


Почвы Афганистана преимущественно серозёмные. Основная часть пригодных для земледелия земель сосредоточена на аллювиальных почвах севера. Растительность представлена степными и пустынными видами. На высотах до 1500-1800 м произрастают полыни и верблюжья колючка, в песчаных пустынях - саксаулы. На склонах предгорий развито фисташковое редколесье. На высотах до 2200-2500 м господствуют степная растительность из полыней и злаков, выше 2500 м - степи с ковылем и типчаком, встречаются колючие нагорные ксерофиты-подушки. В верхнем ярусе гор местами выражены продуктивные альпийские луга. Леса растут только в горах на юго-востоке и востоке страны. Дубовые леса на высоте сменяются хвойными - деодаровыми, еловыми и пихтовыми. Общая лесопокрытая площадь оценивается в 1,9 млн. га.

 На открытых пространствах равнин и плато водятся пятнистые гиены, куланы, сайгаки, в скальных местностях - леопарды, горные козлы, горные бараны. В тугайных зарослях по долинам рек встречаются лисица, кабан, камышовый кот. Широко распространены волки, наносящий немалый ущерб отарам овец, особенно зимой. Богато представлен мир пресмыкающихся: вараны, степной питон, ядовитые змеи (гюрза, кобра, эфа). Много ядовитых и вредных насекомых: скорпионы, каракурты, саранча и др.

Население.  Согласно первой всеобщей переписи 1979, население Афганистана составляло 15 540 тыс. человек, включая 2500 тыс. кочевников. В 1980-х годах темпы естественного роста населения оценивались в 2,2% ежегодно, при рождаемости 4,9% и смертности 2,7%. По оценке 1998, в стране насчитывается 24 792 тыс. жителей. Афганистан - многонациональная страна. Пуштунские племена, исповедующие ортодоксальный ислам суннитского направления, составляют 55% населения страны. Они расселены преимущественно в юго-восточных и южных районах, примыкающих к границе с Пакистаном.

В основании Афганистана как самостоятельного государства в 1747 большую роль сыграл Ахмад Шах Дуррани, выходец из могущественного пуштунского племени дуррани. В этой связи недавний захват Кабула талибами и их приход к власти рассматривается ими как исторический реванш, поскольку среди талибов преобладают дуррани. Казненный талибами президент Наджибулла принадлежал к другому пуштунскому племени - ахмадзаи. Все пуштуны говорят на языке пушту, близком к персидскому (фарси). Среди пуштунских племен есть оседлые и кочевые. И те и другие отличаются воинственностью, многие споры до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести - Пуштунвали. В основу его положена защита личного достоинства вплоть до кровной мести.


На втором месте по численности (19% населения) стоят таджики, обитающие в северных и северо-восточных районах страны, за Гиндукушем. Будучи народом иранского происхождения, они пользуются языком, очень сходным с персидским. Среди таджиков преобладают мусульмане-сунниты, но имеется немало исламских сектантов - исмаилитов. Основными занятиями таджиков являются земледелие и торговля. Многие из них, получив образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Президент Афганистана Буркануддин Рабани и командующий правительственными войсками Ахмад Шах Масуд (которого прозвали "пандзишерским львом") - таджики.

На северо-западе Афганистана проживают туркмены (3% населения), а на севере - узбеки (9% населения). И те и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам. Основные занятия - земледелие и скотоводство, туркмены славятся как искусные ковроделы. Лидер узбеков Рамид Дустум возглавляет Национальное движение Афганистана, противодействующее талибам. Хазарейцы, народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, составляет 9-10% населения Афганистана. Они сконцентрированы в центральной части страны. Среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Их основной политической организацией является Партия исламского единства Афганистана (Хезби-Вахдат).

В западных районах страны проживают персидские народности, исповедующие шиитский ислам. Другие народности (нуристанцы, ваханцы, киргизы, чараймаки, брагуи, казахи, пашак и др.) немногочисленны. Нуристанцы, включающие народы кати, паруни, вайгали и ашкуни, до обращения в ислам в 1895-1896 назывались кафирами ("неверными"), ведут весьма замкнутый образ жизни в высоких горах к северу от долины р.Кабул. Несколько тысяч ваханцев сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора, а киргизы - в северо-восточном углу страны на Памирском нагорье. Чараймаки (аймаки), народ смешанного этнического происхождения, живут в горах на западе Афганистана, их численность до сих пор не известна. Белуджи и брагуи населяют некоторые местности на юго-западе страны. До начала военных действий 1980-х годов примерно 76% населения Афганистана занимались в основном земледелием в оседлых условиях, а 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни.


Государственными языками Афганистана признаны пушту и дари (или фарси-дари, афганский диалект персидского языка). Дари служит межнациональным языком общения почти повсеместно, кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминирует пушту. Узбеки, туркмены и киргизы относятся к тюркоязычным народам. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов персидского языка, с которым связаны также белуджский и таджикский языки. Нуристанцы говорят на языках, представляющих обособленную древнюю ветвь, выделившуюся из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке дравидской группы, сходном с языками народов Южной Индии.

Некоторые демографические данные:

Численность населения —28,4 млн (оценка на июль 2009)
Ежегодный прирост — 2,6 %
Рождаемость — 45,5 на 1000 (4-е место в мире)
Смертность — 19,2 на 1000

Фертильность — (8-е место в мире — 6,5 рождений на женщину (4-е место в мире)
Младенческая смертность — 247 на 1000 (1-е место в мире; данные ООН конца 2009 года)
Средняя продолжительность жизни — 44,6 года (214-е место в мире)
Городское население — 24 %
Грамотность — 43 % мужчин, 12 % женщин (оценка 2000 года)

Культура. Для сельского населения, которое все еще составляет подавляющее большинство в стране, характерны два основных хозяйственно-культурных типа: с одной стороны, оседлый тип земледельцев и скотоводов засушливой зоны и близкий к нему полуоседлый; с другой— тип кочевников-скотоводов степей и полупустынь и близкий к нему полукочевой. Оба они имеют свои особенности материальной и отчасти социальной и духовной культуры и встречаются почти у всех народностей и этнических групп на территории страны. Они могут быть охарактеризованы на примере крупнейшего по численности народа — афганцев.


В литературе нередко преувеличивается кочевое прошлое афганцев и недооцениваются их традиции оседлого хозяйства и быта. Между тем эти традиции имеют весьма прочный характер, хотя несомненно, что на них оказали влияние соседние народы — оседлые таджики на западе и индийцы на востоке.

Названия основных земледельческих деревенских орудий у афганцев свои, самобытные, хотя есть и заимствованные. Это йыве — соха, лор — серп, гахавар — зубчатая упряжная лопата, борона. Таковы же термины по ирригации и мельничному делу: вала — арык, жранда — водяная мельница и др. В то же время среди афганских терминов, относящихся к кочевому скотоводству, немало заимствований, в частности, из тюркских языков. В большой мере, по-видимому, заимствованы (преимущественно у таджикских и индийских ремесленников, селившихся в афганских деревнях) названия орудий ремесла. Что же касается самих орудий труда, употребляемых афганцами, то, если не считать их местных технических особенностей, все эти орудия относятся к типам, широко распространенным в Передней и Средней Азии и Северо-Западной Индии. В числе наиболее ярких местных особенностей можно отметить: усовершенствованный плуг полозного типа в Южном Афганистане, отличающийся особой устойчивостью и легкостью в работе; вышеупомянутые зубчатые лопаты — бороны в воловьей упряжке, широко применяемые при обработке почвы, ирригации и строительных работах; своеобразные небольшие серпы-косарки, повсеместно употребляемые для рыхления и прополки (при почти полном отсутствии среднеазиатского кетменя); более усовершенствованные по сравнению со среднеазиатскими или закавказскими деревянные станки и приспособления для производства хлопчатобумажной пряжи, для взбивания шерсти на пряжу и др.

Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей - сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов, - Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя.


В прошлом женщины в Афганистане не участвовали в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию "сверху", предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встречали сильное сопротивление. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать далее путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений в консервативных кругах населения. В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, а женщин заставляют отказываться от работы вне дома и обязывают выходить на улицу в чадре. "Женский вопрос" создает серьезное препятствие при попытках талибов добиться официального признания со стороны государств Запада.

 К общеупотребительным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. В значительных количествах в рационе присутствуют овощи - помидоры, картофель, горох, морковь и огурцы, тем более что основная масса жителей не может позволить себе регулярно потреблять мясо. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи дополняют повседневную диету.

Большая семья является основой жизни, и родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, обычно организуют старшие в своих семьях женщины. Комплекс процедур при сватовстве и помолвке предусматривает договоренность о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко.

Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений. Прежде они сводились к традиционным деревенским школам (мактабам), где местные муллы вели преподавание в соответствии со сложившимися канонами ислама. Современные начальные и средние школы, базирующиеся на западных образцах, особенно быстро возникали в 1970-х годах. Тогда же заметно упрочился Кабульский университет, основанный в 1932. Долгие годы войны разрушили налаженную систему просвещения в Афганистане. В 1990 грамотными числились 44% мужчин и 14% женщин.


 В феврале 1979 была основана Академия наук Афганистана (AHA), созданная по модели Академии наук СССР. Она включала Афганскую академию языка и литературы "Пашто толына", Историческое общество и связанные с ними научно-исследовательские учреждения. Большинство публикаций 1978-1992 годов носили пропагандистский характер, выступая в защиту правившего режима. Крупные прозаические произведения редко встречаются в афганской художественной литературе, но поэзия достигла высокого уровня развития. Главные книгохранилища страны - Публичная библиотека Кабула и библиотека Кабульского университета. Национальный музей в столице обладает богатым собранием археологических и этнографических экспонатов - от палеолита до мусульманской эпохи. Особенно ценными были материалы первобытного, древнегреческого и буддийского периодов. Однако в 1993 музей попал в зону боев, и в последующие два года свыше 90% коллекций были разграблены. Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Популярны струнные (домбра), духовые (флейта и сурна) и ударные (барабан) инструменты.

Главный печатный орган движения Талибан - "Шариат" ("Путь к Аллаху"). Оппозиционные организации, включая эмигрантские, имеют свои издания на местах. В годы правления НДПА выходило несколько подконтрольных властям ежедневных газет общим тиражом ок. 95 тыс. экземпляров. Среди них ведущими были печатавшийся на дари "Голос саурской [[Апрельской 1978]] революции", "Анис" ("Собеседник") и "Хивад" ("Отечество") - обе на дари и пушту, а также "Кабул нью таймс" на английском языке. Публиковались также, под надзором административных ведомств, еженедельник для женщин "Жвандун" и ряд провинциальных газет, преимущественно еженедельных. Министерства, факультеты Кабульского университета и такие учреждения, как банки, выпускали раз в месяц или в квартал свою периодику. В 1979 все издательства были национализированы. Официальное радио талибов "Голос шариата" передает новости, религиозные программы и ведет образовательные передачи на местных языках. Громкоговорители в крупных городах доносят информацию до широких слоев населения. Телевизионная станция, строившаяся в Кабуле с помощью японцев, была сдана в эксплуатацию в 1978 и занималась преимущественно вещанием пропагандистского и религиозного характера. Карательные акции движения Талибан негативно отражаются на массовой культуре. Популярная музыка подпала под запрет, множество аудиокассет было уничтожено, равно как и разного рода видеотехника. Музыку изгнали также со свадебных и праздничных мероприятий, а в 1996 были закрыты кинотеатры.


Талибы первоначально запретили спортивные состязания, но потом ослабили ограничения. Афганцы увлекаются футболом, хоккеем на траве, волейболом и особенно пахлавани, проводимым по местным правилам видом классической борьбы. Бузкаши, практикуемая прежде всего на севере, - игра, в которой команды всадников сражаются, чтобы занести тушу теленка за условную линию. В районах к югу от Кабула распространен местный вариант конноспортивного соревнования. Азартные игры практикуют все группы населения, и почти каждый афганец знаком с шахматами. Среди подростков популярны бои воздушных змеев. Национальные праздники - День победы мусульманского народа (28 апреля), День поминовения мучеников (4 мая) и День независимости (19 августа). Исламские празднества многочисленны. Среди них - Рамадан (месяц поста) и Ид-уль-фитр, связанный с окончанием Рамадана. Навруз (21 марта - Новый год и первый день весны), согласно обычаю, отмечается всеобщим шумным весельем.



следующая страница >>