shkolaw.in.ua 1 2 3 4
Протоиерей Иоанн Пашкевич.

АНГЕЛ НАД ОСТРОВОМ.

(Очерк по истории церкви святой великомученицы Екатерины).
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Церковь святой великомученицы Екатерины, величественный купол которой венчает Ангел, словно благословляющий и дома города, и живущих в них людей, и воды Финского залива, и суда, уплывающие в неведомую морскую даль, видна издалека, и без неё сейчас уже трудно представить восточную часть Васильевского острова. Построенная в первой четверти 19-го века церковь своей красотой, величием вызывала восхищение у всех петербуржцев. «Отличительные черты храма,- писал современник,- простота и свет. Широкий купол, легко посаженный на аркообразных сводах, посредством парусов незаметно соединяется со стенами и через 12 окон льёт массу света на церковь. Окна в стенах освещают здание в боков. В ясный солнечный день храм горит светом и радостью. Вся церковь открыта настолько, что в ней нет места, откуда не было бы видно богослужения в главном храме. Прекрасно устроенный резонанс даёт возможность даже небольшому хору исполнять величественные произведения духовных композиторов, а голос чтеца внятно раздаётся по всем уголкам храма».

Что и говорить, Екатерининский храм слышал немало образных сравнений и красочных эпитетов. Петербуржцы сравнивали его с кораблём , называли грандиозным и парящим. Он в вправду был сооружён для того, чтобы поразить воображение своей мощью и крылатостью, гармонией и величественным изяществом. Уникальность храма в том, что он не подавляет приходящих в него прихожан своей грандиозностью, а, напротив, как бы сообщает им лёгкость в молитве.
В предлагаемом читателю историческом очерке отражены важнейшие этапы строительства церкви святой великомученицы Екатерины, создания внутреннего убранства, прослеживаются истоки и изменения архитектурного образа, рассказывается об особенностях церковной жизни храма.

Печатное издание вышло в свет в преддверии 200-летия закладки храма и рассчитана на любителей истории и петербургской старины.

У ИСТОКОВ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЦЕРКВИ.
Есть четыре этапа - четыре начала, от которых вправе начинать свою историю церковь святой великомученицы Екатерины.

Первый – уходит во времена царствования Императрицы Елисаветы Петровны. Писать о нём по канонам строгого церковно исследования едва ли возможно в наши дни. Тем более в будущем. « Не оказалось никакого материала для древней истории нашего храма,- сожалел в 1911 году протоиерей Леонид Тихомиров,- в архиве Благовещенской церкви, по 8-й линии, к которой некогда Екатерининская церковь была приписана, потому что многие документы Благовещенской церкви во время наводнения 1824 года были подмочены и потому истлели».

Второй этап начинается со строительства на Кадетской линии Васильевского острова каменного храма и заканчивается в 1917 году. Он являет собой историю маленькой общины православных христиан, которые с непрестанной молитвой участвовали в создании и украшении церкви.

Третий - послереволюционный, которому казалось, не будет конца, вошёл в церковную историю как советский, или богоборческий.

Четвёртый этап восходит к середине 90-х годов истекшего столетия, когда распоряжением мэрии Санкт-Петербурга здание церкви святой великомученицы Екатерины было вновь передано Санкт-Петербургской епархии.

Начнём по порядку. Из обрывочных данных можно установить, что место, где сейчас стоит Екатерининская церковь, намолено русскими боевыми полками. В перечне церквей, существовавших во время вступления на архиепископию Высокопреосвященнейшего Феодосия ( 1745-1750г.г.) значится, что она была полотняною – так назывались походные церкви, устраивавшиеся в палатках на время расквартирования частей в населённых пунктах. Подобно ветхозаветной скинии они переносились с места на место, сообразно с передвижением войск, и помещались там, где для них оказывалось наиболее подходящее и удобное место. В них возносились молитвы ко Господу об укреплении Отечества, о даровании защитникам Отчизны всего потребного в этой жизни и для душевного спасения в будущем. С уходом полка, место престола полотняной церкви обозначалось крестом, обкладывалось дерном или обносилось решёткою.


С уходом Кабардинского полка из Санкт-Петербурга, на месте полотняной церкви была воздвигнута деревянная, принадлежавшая Астраханскому пехотному полку. Ранее она находилась в гавани и была во временном пользовании Кексельгомского полка. При каких обстоятельствах деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы была перенесена из гавани, сказать трудно. Но документально подтверждено, что именно она и стала церковью во имя святой великомученицы Екатерины: по бытовавшему в то время обычаю, при переноске или перестройке церквей новосозидаемый храм посвящался памяти другого святого. Об этом свидетельствует прошение Воронежского полка от 22-го августа 1733 года на имя Преосвященного Гавриила, в котором воронежцы писали: « Так как оный полк квартирами расположен здесь, в Санкт-Петербурге, то для полковой церкви и отправления в оной Божественной службы и случающихся полковых потребностей соблаговолите по способности к этому полку, состоящую на Васильевском острове после Астраханского пехотного полка полковую церковь во имя святой великомученицы Екатерины оного полка священнику Иоанну Стефанову отвесть только на время, пока оный полк в Санкт-Петербурге находиться будет».
По уставу Святого синода от 15 сентября 1755 года Екатерининская церковь была отнесена к оспенным. Они предназначались для прихожан, заболевших оспой или корью. Священники таких церквей не смели входить в те дома, в которых не было больных оспой или корью, а с другой стороны – жители домов, где были больные, заражённые этими болезнями, могли обращаться только с священникам оспенной церкви. Требы и богослужения совершались священниками Введенской церкви Копорского и Ямбургского полков с Петроградской стороны.

В первый день Рождества Христова, 25 декабря 1809 года, Екатерининская церковь сгорела. В рапорте благочинного протоиерея Андреевского собора от 26 декабря 1809 года сообщалось: « Вчерашнего числа, 25 декабря, по окончании службы в 7 часов утра, никаких треб в оной церкви не было отправляемо; не были топлены печи ни накануне, ни в сей день. Около 4-х часов по полудни запирали у оной церкви окошечные ставни и были в церкви с огнём. Около 6 часов явился в церкви дым, а вскоре и пламя, объявшее весь алтарь и большую часть церкви. По таковой скорости ничего из вещей церковных не спасено: всё с церковью в короткое время сделалось жертвою пламени.»


Тогда от всей церкви осталось только несколько пудов горелого железа, которое после и было продано за 4 рубля 50 копеек ассигнациями, и чудесным образом сохранившаяся храмовая икона Святой Великомученицы Екатерины. Это предание записал священник Василий Георгиевский
НЕВЕСТА ХРИСТОВА.
Есть удивительное по своему художественному воздействию полотно: Господь Иисус Христос надевает перстень на руку девушки с восторженным лицом. Это и есть святая великомученица Екатерина, которая жила в начале четвёртого века нашей эры в Александрии во времена жестоких гонений на христиан, воздвигнутых царём Максимином. Происходила она из царского рода, отличалась дивной красотой и необыкновенным умом.

Восемнадцати лет от роду Екатерина в совершенстве знала многие языки и наречия, изучила творения Аристотеля и Платона, сочинения Асклипия, Гиппократа и Галина, постигла тайны ораторского искусства.

Не было у Екатерины недостатка в женихах, но девушка твёрдо решила в своём сердце сохранить чистоту девства и отвергала самые заманчивые предложения.

---- Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости… --- отвечала она родным, уговаривавшим её вступить в брак.

Видя непреклонность своей дочери, мать её, тайная христианка, привела Екатерину к своему духовному отцу.

Но этот премудрый старец не стал отговаривать девушку от принятого ею решения.

--- Я знаю одного чудного юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях, - сказал он. ----Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровище распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но всё более и более увеличивается, а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всём мире нет подобного Ему.

---- Правда ли всё то, что ты говоришь? – смутившись, спросила Екатерина.


---Чей же сын, этот восхваляемый тобою юноша?

--- Он не имеет отца на земле,- ответил старец. ---Он родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость и сейчас бессмертной душою и телом вознесена выше небес, где Ей покланяются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

--- Отче! --- спросила Екатерина. --- как я могу увидеть этого юношу?

--- Вот изображение Матери Того, о котором я говорил тебе! --- сказал старец, протягивая девушке икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Божественного Младенца. ---Возьми эту икону домой и вознеси молитву, умоли Деву, имя которой --- Мария, чтобы Она показала тебе Своего Сына.

Ночью, уединившись в своей комнате, Екатерина начала молиться перед святой иконой, как научил её старец. Продолжительная молитва утомила её, девушка уснула и во сне узрела Царицу Небесную.

Царица держала на руках святого Младенца, окружённого лучезарным сиянием, но лика Екатерина не могла рассмотреть, ибо Христос отвернулся от неё. Екатерина зашла с другой стороны, но Христос снова отвернулся.

---Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину!--- сказала тогда Богородица. --- Посмотри как она прекрасна и добра.

---Нет!--- ответил Христос. ---Сия отроковица так безобразна, что Я не могу смотреть на неё.

--- Разве сия девица не мудрее всех философов? --- спросила Богородица. --- Разве она не превосходит своим богатством и знатностью всех девиц?

---Сия девица безумна, бедна и худородна,- сказал Христос. До тех пор не буду взирать на неё, пока она не оставит своего нечестия. Пусть идёт к тому старцу, который дал ей икону, и сделает то, что повелит ей. Тогда она узрит Меня и обретёт благодать предо Мною.

И едва прозвучали эти слова, Екатерина пробудилась от сна, и немедленно отправилась к старцу. Она поведала ему о своём видении и попросила научить её, дабы она могла узреть Жениха-Христа.


Преподобный старец научил Екатерину всем тайнам христианской веры, девушка, жаждавшая истины и спасения, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла святое Крещение.

« Таким образом, --- пишет святитель Димитрий Ростовский, --- совлекшись ветхого человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула.

И вот снова видит она Царицу небесную и Иисуса Христа. Спаситель ласково взирал теперь на Екатерину.

---Угодна ли Тебе, Сын Мой сия девица?--- спросила Его Богородица.

---Весьма угодна, --- ответил Господь. ---Теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала. Ныне Я возлюбил её, итак она угодна Мне, что Я хочу обручить её Себе в нетленную невесту.

---Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак обручения с нею, --- сказала Пресвятая Богородица, --- уневести её, дабы сподобить её Царствия Своего.

Когда Екатерина проснулась, то увидела на правой руке своей чудный перстень и « с того часа сердце её предалось совершенно Божественной любви»…
Спокойная и счастливая жизнь Екатерины продолжалась до того дня, пока не прибыл в Александрию император Максимин, и по его указу было организовано грандиозное жертвоприношение языческим богам.

Весь город наполнился в тот день мычанием убиваемых волов, блеянием овец, криками птиц и смрадным дымом сжигаемых жертв.

На языческих алтарях сжигали тогда не только животных, но и христиан.

Горя Божественною ревностью, прекрасная Екатерина отправилась в храм, где сам Максимин приносил в жертву сто тридцать тельцов.

--- Царь, познай соблазн, в который ты вовлечён бесами, ---сказала Екатерина, встав перед царём. --- Ты почитаешь богами идолов тленных и бесчувственных и служишь им. Стыдно, царь, быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя бы своему мудрецу Диодору, который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и окончили свою жизнь нечестиво, но ради некоторых деяний, совершённых ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. И знаменитый Плутарх гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя бы этим учителям своим. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного. Того, Кто вочеловечился ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится.


Как сообщает житие великомученицы Екатерины, царь Максимин, пораженный её необыкновенным умом и замечательною красотою, подумал, что девушка рождена не смертными родителями, а теми богами, которых он почитает.

---Бесы, которых ты почитаешь за богов, прельщают тебя и увлекают в бессмысленные похоти!--- отвечала ему Екатерина.

---если ты желаешь рассеять тьму и помрачение прелестью, то познай истинного Бога, одно произнесение имени которого, один только крест, изображённый в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их.

Чтобы «заградить уста премудрой девицы», царь Максимин приказал собрать по всей стране философов и витий, отличавшихся остротою ума и красноречием.

---Приготовьтесь к состязанию с этой девицей! ---предупредил их царь.--- Она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого Платона. Умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с ним. Если вы победите, то вознагражу вас великими дарами, если же вы будете побеждены, то вместо даров примите мучительную смерть.

---Не опасайся, царь!---успокоили Максимина мудрецы. ---Быть может, противница наша и необыкновенно умна, но она - женщина и не может обладать мудростью в полном совершенстве…

Услышав это, максимин успокоился и повелел привести Екатерину.

Однако прежде посланцев царя к Екатерине, явился Архангел Михаил.

---Не бойся, дева Господня!---сказал он. Господь твой к премудрости твоей придаст ещё премудрость, и ты победишь в прении. И не только побеждённые витии, но и многие другие уверуют через тебя!

Так и случилось.

---Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь наших богов?--- задал Екатерине вопрос мудрейший философ. – Я, кротко отвечала святая, но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги – ничто. – Великие мудрецы называют их высшими богами, - сказал философ.

-Как же ты произносишь хулу на тех, от которых сама приняла премудрость, и сладости даров которых ты вкусила?


- Я не от ваших богов, - отвечала Екатерина, - но от моего Единого Истинного Бога получила премудрость. Он и есть премудрость и жизнь, и тот, кто хранит Его Божественные повеления, и есть истинный философ. Дела же ваших богов и сказания о них достойны смеха и порицания, и преисполнены соблазна. Да и кто из твоих великих стихотворцев, скажи мне, называет их богами?

- Мудрейший Гомер… - ответил философ. – разве ты не помнишь, как, обращаясь к Зевсу, он говорит: « Славнейший Зевс, превеликий бог, и вы прочие бессмертные боги?». Другие славнейшие стихотворцы тоже почитали богов и называли их бессмертными. Поэтому и тебе не следует заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу. Никто из древних мудрецов не только не признавал Его Богом, но даже и не знал о Нём.

- Но ведь тот же Гомер в другом месте о великом твоём боге Зевсе говорит, что он был лукавый и лживый обманщик, и Гера, Посейдон и Афина хотели связать его, но успел скрыться от них бегством,- отвечала Екатерина. – Подобных сему деяний, внушающих презрение к вашим богам, много описано в ваших книгах. Но поскольку ты сказал, что ни один из древних учителей не признавал Распятого Богом, то я приведу свидетельства из ваших же книг. Открой «Сивиллины книги» и послушай, что говорит о Нём мудрейшая прорицательница, свидетельствуя: « В позднейшие времена придёт Некий на сию землю, примет на себя плоть, кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества он разрушит тление не исцеленных страстей, и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний Тианский, пусть и не своею волею, а принуждённый к тому Его Божественной силой, но тоже исповедал Христа Богом. « Один,- говорит он, - побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не само Божество страдало: ибо в Нём и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И сей Муж, всё терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение – есть Бог».


Это сказал Аполлоний Тианский об истинном Боге, Который собезначален и соприносущен Родившему Его. Он есть начало и основание, и источник всех созданных благ. Он создал мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он был человеком ради нас, жил на земле, наставляя, уча и благодетельствуя людям, а потом принял смерть за нас неблагодарных, дабы освободить нас от древнего осуждения, и даровать нам прежнее блаженство и наслаждение. Таким образом, Он отверз нам врата райские, которые мы заключили грехопадением. Через три дня Он воскрес и восшел на небеса, и послал Духа Святого ученикам Своим; они же разошлись по всему миру и проповедали Его Божество, в Которое следует веровать и тебе философ, чтобы ты познал истинного Бога!
Своими речами премудрая Екатерина привела философа в такое удивление, что он оставался безгласным, не имея сил что-либо сказать в ответ. Царь Максимин велел остальным философам вступить в спор, но все они отказывались.

- Мы не можем противостоять истине, - сказали они.

Разгневанный Максимин приказал развести на городской площади костёр и сжечь на нём всех философов. Услыхав о своей участи, философы припали к ногам Екатерины, прося её помолиться о них Единому Истинному Богу, дабы Он простил им все совершенное ими в неведении, и сподобил их святого крещения и даров Пресвятого Духа.

- Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный, и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному! – сказала им святая Екатерина.

-Твёрдо надейтесь на Его милость, и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением, и лествицею, возводящую к небу. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и пред Царем славы предстанете светлыми и чистыми как звезды, и соделаетесь возлюбленными друзьями Его. Сказав это, святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением и они с радостью пошли на мучения. Воины ввергли их в огонь, и таким образом они приняли мученическую кончину.


Вечером в тот день, 17 ноября 307 года, пришли благочестивые христиане, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми, так что огонь не коснулся даже волос их…

Между тем Максимин, не сумев победить святую Екатерину в открытом споре, решил одолеть её, прибегнув к соблазну. Он предложил ей разделить царство его, и власть, и жить с ним в непрестанном веселье.

- Оставь, царь, свою хитрость, и не уподобляйся лисице,- ответила ему премудрая Екатерина – Я решительно, раз навсегда, сказала тебе, что я христианка, и уневестилась Христу.

Он мой Жених и Наставник и украшение моего девства. Напрасно прельщаешь ты меня царскою багряницею. Царь Максимин пригрозил ей мучениями.

- Делай, что хочешь,- отвечала святая. – Чрез временное бесчестие ты приобретёшь мне вечную славу, и великое множество людей уверуют через меня во Христа моего; и из твоих палат многие пойдут вместе со мною в священные небесные чертоги.

Как прорекала святая, так и исполнилось. Когда разгневанный Максимин подверг Екатерину немилосердному бичеванию, так что всё тело её покрылось ранами, а кровь текла ручьями и обагряла землю, сердце Августы, супруги царя, которую Максимин хотел оставить ради Екатерины, воспылало такою любовью к великомученице, что она с помощью воеводы Порфирия пробралась в темницу, где морили святую голодом, и упала к её ногам.

- подобно оленю, ищущему утолить жажду свою, я безмерно желал видеть тебя, и жаждала слышать твои речи! – сказала она. –А теперь я уже не скорблю, хотя бы пришлось мне лишиться жизни и царства – я счастлива, что увидела тебя! Блаженна ты и достойна похвалы, что предалась всемогущему Владыке, Который излил на тебя столь великие дарования.

- Блаженна и ты, царица, - ответила Екатерина, - ибо я вижу венец, который держат над твоею главою ангелы…

Через три дня ты получишь его за те мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы чрез них отойти к Истинному Царю для вечного царствования.


-Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, - сказала царица. – Супруг мой жесток и бесчеловечен.

-Не страшись,- сказала святая, - Сам Христос будет тебе помощником; Он укрепит сердце твое и никакое мучение не коснется души твоей; только тело твое пострадает здесь немного, а потом и оно получит вечный покой.

И уверовала во Христа царица Августа, и уверовал приведший её в темницу начальник стражи Порфирий, и уверовали вместе с ним ещё двести воинов.

«Милостивый же и человеколюбивый Христос,- сообщает житие великомученицы Екатерины,- не оставил святую Свою невесту без попечения, но, как чадолюбивый отец, промышлял о ней. Каждый день к ней влетала в окно голубица и приносила пищу».
И когда Екатерина вновь была приведена к Максимину, тот был поражён, что в темнице не только не потускнела, но ещё ярче засияла её красота, наполненная духовною благодатью…

И снова Максимин уговаривал Екатерину отречься от Христа и сулил ей великие блага, и снова отвергала святая все соблазны.

И тогда Максимин повелел вельможе Хурсадену подвергнуть Екатерину той пытке, которую он изобрёл специально для Екатерины. Тут же построили помост, и на нём установили колёса с железными шипами. Два колеса вращались в одну сторону, два- в другую. Вращаясь, колёса сходились, раздирая тело лежащего на помосте человека.

Когда колёса были готовы, святую привели на место мучения и начали с большою силою вращать колеса, дабы устрашить её.

- Видишь, какие мучения приготовлены для тебя!- сказал ей Максимин. – ты примешь в этих колесах ужаснейшую смерть, если не поклонишься богам.

- Много раз уже я говорила, что останусь христианкой, - ответила Екатерина. –Не теряй, царь, напрасно времени, делай, что хочешь.

Тогда Екатерину привязали к помосту и силой начали вращать колёса, но лишь только приступили к истязанию, внезапно сошёл с неба Ангел и освободил святую от уз, а колёса сокрушил, и обломки их летали в сторону, поражая язычников, собравшихся насладиться пытками.


Услыхав об этом чуде, царица Августа вышла из своих палат и стала обличать царя Максимина.

-Поистине,- говорила она, - ты дерзок и безумен, ибо осмеливаешься бороться с Живым Богом, и несправедливо мучить Его рабу. Слова эти привели Максимина в полное неистовство. Всю свою ярость он обратил на супругу.

Августу схватили и, защемив её сосцы досками, начали сдавливать их, пока они не оторвались. Кровь текла рекою, но блаженная Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога.

- Отсеките ей голову! – приказал Максимин.

-О, Екатерина! – воскликнула тогда Августа. – Помолись обо мне!

- Иди с миром!, - ответила святая Екатерина, - чтобы царствовать со Христом вечно.

Царица Августа была казнена за городом, и было это 23 ноября.

А воевода Порфирий ночью предал тело царицы погребению, и на утро со своими уверовавшими во Христа воинами предстал перед царём.

- И мы – христиане, воины Великого Бога! – объявил он.

Таким образом, исполнилось предсказание святой Екатерины, что многие их воинов царя, его домочадцев и приближённых уверуют чрез неё во Христа Бога.

- Великую скорбь и большое огорчение ты причинила мне,- объявил Екатерине Максимин. – Ты прельстила мою жену, и погубила мужественного моего военачальника, который был всею силою моего войска; много и других зол причинено мне чрез тебя, так что нужно было бы умертвить тебя без милосердия; но я прощаю тебя, девицу столь прекрасную и премудрую. Исполни же, наконец, мою волю, моя возлюбленная, принеси жертву богам, - и я сделаю тебя своею царицею, и никогда не оскорблю тебя, и без твоего совета не исполню никакого дела, - и ты будешь жить со мною в таком блаженстве, каким ни одна царица не наслаждалась.

И снова отвергла эти соблазны святая невеста Христова.

И тогда воины, взявши Екатерину, повели её на место усечения. Множество людей, сопровождая её к месту казни, плакали.


- Почему ты так жестокосерда к себе, пресветлая девица, что предпочитаешь смерть сладостной жизни? Зачем безвременно губишь цвет юности своей? Не лучше ли тебе послушать царя, и наслаждаться благами этой жизни, чем умереть позорною смертью?

-Оставьте ваш бесполезный плач,- отвечала святая. – Лучше порадуйтесь за меня, что я, ныне увижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа. Он призывает меня к неизреченному блаженству райскому, с Ним я буду наслаждаться в бесконечные веки. Не обо мне надобно плакать вам, а о себе, потому что за своё неверие вы пойдёте в вечный огонь.

В Александрийской православной обители святого Саввы до настоящего времени хранится мраморная колонна, на которую, когда воин отсёк мечем честную главу Екатерины, истекло из раны вместо крови молоко.

- Господи Иисусе Христе, Боже мой! Прими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе,- стоя у этой колонны, произнесла святая Екатерина. – Призри с высоты Твоей Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прощения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки.

Честные мощи святой Екатерины, были взяты монахами, и перенесены на гору Синайскую, и долгое время они пребывали в неизвестности, пока их нетленными и благоуханными не обрела, спустя два столетия, братия Синайской обители.

Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения Екатерины с Небесным Женихом – Христом.

следующая страница >>